Очень часто, особенно, новичкам, кажется, что умение петь – врожденный талант. И это, безусловно, так. Но для того, чтобы петь действительно хорошо, одного таланта недостаточно. Исполнители, как правило, долго учатся, осваивают различные вокальные техники и приемы, тренируют дыхательный аппарат и ищут свой уникальный тембр. Не меньшую роль играют и особенности голоса – даже самый лучший оперный исполнитель не всегда сможет исполнить джазовую композицию или стать фронтменом рок-группы.
Какие виды вокала существуют?
Ученые давно и пристально следят за вокалом, посвящая голосам выдающихся певцов целые научные труды. И, конечно, давно систематизировали виды вокала и их особенности. Принято выделять пять видов вокала, каждый из которых обладает своими особенностями и требует владения определенными техниками и приемами:
- академический;
- народный;
- эстрадный;
- джазовый;
- рок-вокал.
Пытаясь определиться с наиболее подходящей техникой, стоит учитывать не только особенности голоса, но и музыкальные предпочтения. Пение, в первую очередь, должно приносить радость, трогать за душу и давать выход эмоциям.
Академический или оперный вокал
Академический вокал – самый ранний и самый сложный вид пения. Он зародился в XVII веке в стенах монастырей и храмов, и был быстро взят на вооружение оперными исполнителями. Этот вид вокала предполагает пение без микрофона и гармоничное звучание в тандеме с симфоническим оркестром. Среди самых известных исполнителей академического вокала – Лучано Паваротти и Монсеррат Кабалье. Из отечественных вокалистов можно выделить Федора Шаляпина и Анну Нетребко.
Академический или оперный вокал требует:
- Идеально скоординированной работы дыхательного аппарата, позволяющей добиться действительно мощного и объемного звучания.
- Умения сглаживать гласные звуки, позволяющее голосу звучать чище и звонче.
- Музыкального образования и знания нотной грамоты для исполнения классических произведений.
- Техники смешения регистров, позволяющей максимально использовать резонаторы для каждой ноты.
Академический вокал используют, в основном, для исполнения опер, романсов и мюзиклов. Но умение его использовать открывает широкие возможности и для эстрадного пения.
Народный вокал
Народный вокал не про застольные песни, как может показаться из названия, хотя и их можно отнести к этому жанру. Это про глубинные традиции, фольклор, присущий определенной местности и умения, передающиеся поколениями. Именно к таким можно отнести горловое пение тибетских монахов или тирольский йодль. Одна из самых известных исполнительниц России, использующих народный вокал – Надежда Кадышева. Пелагея – прекрасный пример использования народного вокала на эстраде.
Для народного вокала характерны:
- Дань традициям и использование просторечных слов и выражений.
- Речевая манера пения, при которой кажется, что речь накладывается на музыку.
- Пение в небольшом диапазоне, как правило, используя один регистр.
- Пение на связках и использование специфических приемов.
Изучение народного вокала схоже с работой археолога. Когда аккуратно и кропотливо открываются исторические пласты, наполненные новыми открытиями, удивительными находками и интересными историческими фактами.
Эстрадный вокал
Эстрадный вокал сегодня используется чаще всего. Дать его точное определение сложно – это, по сути, синтез всех известных жанров, сочетаемых в зависимости от голоса, манеры исполнения и собственной индивидуальности. К эстрадному вокалу можно отнести исполнение Селин Дион, Уитни Хьюстон и Адели. Среди российских артистов с ярко выраженной индивидуальностью можно назвать Ани Лорак и Александра Панайотова. За кажущейся простотой скрыта большая работа, владение различными техниками и приемами исполнения и эрудированность.
Среди особенностей эстрадного вокала можно выделить:
- Владение различными тембральными оттенками, с помощью микрофона позволяющими передавать эмоции и чувства.
- Направленность на естественное звучание голоса.
- Навыки вокальной позиции и опоры звука.
- Возможность найти свою манеру, демонстрируя индивидуальность.
Изучение эстрадного вокала – серьезная работа над дыханием, чистотой интонации и дикции, открытостью и максимально естественным звучанием. Этот жанр позволяет передать при помощи пения больше смысла и чувства, чем закладывал композитор.
Джазовый вокал
Джазовый вокал появился только в XX веке как смесь европейских музыкальных традиций, африканских народных мотивов и блюза. И мгновенно влюбил в себя весь мир. Одни из ключевых особенностей джазового вокала – импровизация, умение подражать звукам инструментов и идеальное чувство ритма. Лучше всего себя в этом зарекомендовали Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд и Рэй Чарльз. Это также идеальный вид вокала для проявления индивидуальности, игры со зрителем и использования разнообразных техник и приемов.
Для джазового вокала характерны:
- Пренебрежение правилами и их хорошее знание.
- Чувство ритма и звукоподражание различным инструментам.
- Умение импровизировать.
- Знание и понимание музыкальной базы.
Джазовый вокал подразумевает музыку в душе и сердце. Умение передавать чувства и эмоции и хорошее знание зрителя. Это один из самых трогательных и чувственных видов вокала, позволяющий много больше, чем академическое или эстрадное пение.
Рок-вокал
Рок-вокал подразумевает глубокую смысловую нагрузку и экспрессивную, эмоциональную подачу. Если для академического вокала важна чистота звука, тембра и интонации, то здесь все с точностью наоборот. Правилами можно пренебречь, зато активно используются вокальные приемы – хрипотца, рык, гроул, скрим. Именно такой вокал стал визитной карточкой Курта Кобейна – хриплый, даже скрипящий тембр. В западной рок-традиции часто используются элементы экстрим-вокала.
Отличительные черты рок-вокала:
- Экспрессивная эмоциональная подача.
- Использование разнообразных вокальных приемов.
- Предпочтение смысловой нагрузке перед звучанием.
Рок-музыканты усиливают экспрессию своей музыки и голоса грубостью, внешней пренебрежительностью и мощной вокальной подачей.
Выбор вокального направления, чаще всего, основан на музыкальных пристрастиях. Но знание техник всех направлений позволяет расширить диапазон голоса, применять специфические приемы и найти свой собственный, неповторимый стиль.