Полетность— важнейшее техническое свойство звука голоса. Это качество среди певцов и музыкантов известно не только как свойство хорошо слышаться на большом расстоянии, озвучивать большие концертные залы, но и как свойство выделяться на фоне музыкального сопровождения, например, оркестра («резать оркестр», по выражению дирижеров).
Весьма важно отметить, что полетность не зависит от силы голоса певца. Голос может быть сильным, но не полетным. Такой певец поразит вас мощностью своего голоса в небольшом помещении и удивит слабой силой звука на сцене. Подобные голоса итальянские мастера называют: «Металло-фальзо» (Ложный металл).
Наоборот, небольшой голос хороших профессиональных певцов, как среди женщин, так и среди мужчин, может обладать высокой полетностью. Он удивительно хорошо слышен в любых помещениях, прекрасно пробивается через «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, легко воспринимается, как в партере, так и на галерке оперного театра.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПОЛЕТНОСТЬ ЗВУКА?
С технической точки зрения, полетность голоса зависит от наличия в нем хорошо выраженной «высокой певческой форманты» (или в англоязычной терминологии – «twang», группы усиленных обертонов, частотой от 2400 до 3200 герц). Она является результатом резонанса надскладочной полости гортани — пространства между голосовыми складками и надгортанником — и придает звуку яркость, блеск, звонкость. Если с помощью приборов вырезать из голоса эту высокочастотную область, то голос становится глухим, далеким, заметно уменьшается по силе.
В обычном разговорном голосе эта форманта практически отсутствует. Её формирование в голосе вокалиста требует специальных технических приемов, связанных с высокой позицией звука. Именно поэтому устремления педагогов по вокалу таковы, что они работают в первую очередь над высокой позицией звука, а не над его силой.
Высокую певческую позицию характеризуют:
- Свобода полости рта, глотки, языка, нижней челюсти.
- Прием вокального зевка. (Рекомендуется вырабатывать не полный, а скрытый зевок, при умеренном открывании рта)
- Ощущение купола (головного резонирования)
- Прием внутренней улыбки, т. е. легкой улыбки, проявляющейся в приветливом выражении лица, в слегка приподнятых щеках и раздвинутых с тенденцией вверх уголках рта.
- Глубокое, эластичное дыхание с активной работой брюшного пресса, ведающего плавным выдохом.
- Интенсивная вибрация верхних резонаторов и вибрационные ощущения в верхней части лица — «маске»
- Мягкая, как бы сверху, атака звука.
- Ощущение направленности звука вперед и слегка вверх.
- Общая приподнятость тонуса и подтянутость певца.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛЕТНОСТИ ГОЛОСА:
- Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.)
- Тренируйте полетность голоса, стремясь «отдать» звук, «послать» его вдаль, сохраняя не звучность (громкость), а силу голоса, энергию выдоха. Встаньте перед аудиторией и исполните кусочек песни , обеспечивая за счет полетности голоса хорошую слышимость. Не забывайте о четкости артикуляции. Тяните и пропевайте гласные звуки, следя за дыханием. Попробуйте менять тон голоса! Экспериментируйте!
- Чтобы голос был слышим на значительном расстоянии, во всех концах зала, надо уметь на негромком звучании посылать звук вдаль.
Вы можете произнести цифры , от 1 до 10 , с постепенным усилением громкости и наоборот от 10 до 1 , с небольшим затуханием от громкого до тихого звучания голоса(почти шёпота), при этом старайтесь чтобы все звуки были направленны «вперёд», на зрителя.
Вы можете развить полётность и силу своего голоса благодаря упражнениям на нашей платформе!
-
С заботой о тебе, Voca Stock ♥
-
#вокал #советыдлявокалистов #полезнодлявокалистов #какразвитьполётность голоса #полетностьголоса