Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях:
- Пение в заглушенной комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук;
- Пение на репетиции в маленьком помещении, особенно с живыми барабанами;
- Работа на концерте без мониторной подзвучки;
- Пение в студии звукозаписи с большим количеством звукопоглощающих материалов
80% срывов голоса приходятся на такие ситуации.
Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате чего, голосовые складки перенапрягаются и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать, в худшем — поездка к фониатру и длительное лечение голосового аппарата.
При подключении же верхних (головных) резонаторов, голос не только будет звучать громче и увереннее, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом.
ФОРСИРОВАНИЕ
- Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание.
- Начните с малого.
Помните, что для того чтобы звук стал громче, не надо толкать сильнее. Необходимо просто соединить больше резонаторов. Как правило, подключить верхние. Такой вид форсирования часто случается на низких нотах. Пойте их расслабленно, не забывайте сбрасывать напряжение по ходу движения вниз, добавляйте среднерезонаторное звучание. Запомните, что большой поток воздуха можно давать только на сомкнутые голосовые складки при их определённом натяжении, именно в верхней части диапазона.
Второй вид форсирования возникает тогда, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.
Пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события, пойте внизу и в середине вашего диапазона и не более 30-40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, вам трудно говорить или ваш разговорный голос стал выше, значит вы перестарались. В следующий раз сократите занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжайте сокращать ваши занятия до нахождения оптимального времени.
ГИГИЕНА ГОЛОСА В УСЛОВИЯХ НАПРЯЖЕННОЙ РАБОТЫ
Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар, необходимо помнить о гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение — это, если хотите, «ювелирный спорт», требующий точной координации большого количества крошечных мышц вашего тела, их подвижности и выносливости.
Качественная распевка сохраняется несколько часов.
Поэтому, если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертом,то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани темно и связкам не видно, где вы находитесь.
Наконец, вот и последнее, но не менее важное применение распевок. Как марафонский бегун продолжает бег, плавно переходя на ходьбу после финиша, так и профессиональный вокалист после продолжительного концерта или репетиции не сразу перестает петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончанию пения, ваш разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже) и вы должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона.
Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся напряжение ушло. Если в течении концерта с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления достаточно
спеть несколько раз хроматическую гамму на «И» или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать.
Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше — травяной чай.
Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата. На самом деле, причиной нездоровья может являться не сам концерт, а вечеринка после.
Чтобы хорошо разогреть голосовой аппарат, а также почувствовать резонанс, на нашей платформе есть следующие наборы упражнений:
-
С заботой о тебе, Voca Stock ♥
-
#вокал #советыдлявокалистов #полезнодлявокалистов #каксохранитьголос #какнесорватьголос